Создание поверхности существующего рельефа
При создании проектной информационной модели в качестве основы используют модель существующего рельефа. Однако не всегда такая модель присутствует.
Чаще всего есть подоснова, файл съемки в формате 2D, т.е. - все объекты имеют положение Z=0 и находятся на соответствующих слоях (точки, отметки).
На основе такого файла можно создать предварительную модель существующего рельеф.
Для корректного создания ИМ существующего рельефа рекомендуется перенести все текстовые объекты, находящиеся на слое Отметки, в новый файл, созданный по шаблону.
·
Выделите все объекты текстовые объекты чертежа, находящиеся на слое Отметки;
·
скопируйте в буфер обмена (CTL+C);
·
Создайте файл по шаблону C3D_ОИ_АСК.dwt, находящемуся в сетевой папке: P:\03_БИБЛИОТЕКА\AutoCAD_2_Шаблоны\Шаблон АСК\C3D_АСК.
·
Вставьте объекты в исходных координатах.
·
Сохраните файл под именем Имя_Проекта_Рельеф.dwg в папку выполняемого проекта в раздел информационных моделей
P:\01_АКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ\Проект\06_РД\00_МОДЕЛИ\00_Съёмка
Например:
P:\01_АКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ\ИКП-032_ДОУ-200 Академ.10\06_РД\00_МОДЕЛИ\00_Съёмка\ ИКП-032_Рельеф.dwg
3.
Подготовка текстовых объектов
Для создания поверхности необходимо текстовым объектам придать высотное положение (положение Z), равное их содержимому.
Т.е., например, текст 268.62 должен иметь положение Z=268.62.
Важно! Для корректного выполнения переноса текста на высотную отметку текст должен содержать разделитель – точка.
Если у отметки разделитель – запятая, необходимо выполнить замену разделителя.
Для этого
3.1.
На Ленте перейдите на вкладку Аннотации.
3.2.
На панели Текстовая в поисковой строке введите запятую.
3.3.
Нажмите на значок лупы (для вызова команды Найти-Заменить).
3.4.
В диалоговом окне Поиск и замена в строке Заменить на: введите точку.
3.5.
Нажмите на кнопку Заменить все.
3.6.
Дождитесь окончания процесса, нажмите ОК.
3.7.
Закройте диалоговое окно Поиск и замена.
Важно! Программа переносит на отметку только цифровые значения текста.
Текстовые надписи, отметки, содержащие текст, должны быть скрыты или перенесены на другой слой, т.к. они не должны участвовать в процессе создания поверхности.
Если в чертеже несколько надписей у одной точки, оставить нужное, остальные либо скрыть, либо перенести на другой слой (за исключением надписей для АД, проезжая часть – бордюрный камень).
4.
Перенос текста на высотную отметку
Для переноса текста на отметку выполните следующие действия.
4.1.
На Ленте перейдите на вкладку Редактирование.
4.2.
Щелкните по пиктограмме Поверхность для отображения контекстной вкладки Поверхность.
4.3.
На панели Инструменты работы с поверхностями из списка Переместить на поверхность выберите команду Переместить текст на отметку.
4.4.
Выберите рамкой все текстовые объекты
4.6.
После выполнения команды необходимо вызвать панель Свойства и проверить высотное положение текстового объекта.
Убедившись в корректном выполнении команды переноса можно приступать к созданию поверхности.
5.
Создание поверхности Рельеф
Для создания поверхности выполните следующие действия.
5.1.
В Области инструментов щелкните правой клавишей мыши по слову Поверхности для вызова контекстного меню
5.2.
Выберите команду Создать поверхность...
·
В диалоговом окне установите слой для поверхности – ОИ_Поверхность ЧЗ.
·
Введите имя поверхности – Рельеф.
·
Для завершения нажмите ОК.
Поверхность создана, но она пустая, пока ничего не содержит. Необходимо добавить на поверхность объекты.
6.
Добавление текстовых объектов к поверхности
Для добавления текстовых объектов на поверхность выполните следующие действия.
6.1.
В Области инструментов разверните коллекцию Поверхности щелчком по значку плюсика слева от слова Поверхности.
6.2.
Разверните структуру созданной поверхности Рельеф щелчками по значку плюсика слева от слова Рельеф и Определение.
6.3.
Щелкните правой клавишей мыши по словам Объекты чертежа для вызова контекстного меню.
6.4.
Выберите команду Добавить.
6.5.
В диалоговом окне Добавление точек из объектов чертежа установите Тип объекта: Текст и нажмите ОК.
6.6.
Выделите рамкой все текстовые объекты.
6.7.
Нажмите Enter для завершения выделения.
В чертеже будет создана поверхность со стилем отображения – горизонтали.
Поверхность можно посмотреть в окне предпросмотра
.
Команду Просмотр объектов можно найти как на Ленте, в открывшейся контекстной вкладке Поверхность, так и в контекстном меню выделенной поверхности.
7.
Корректировка положения отметок
После добавления текстовых объектов к поверхности нужно убедиться в корректности положения текстовых объектов.
7.1.
Для этого настройте отображение точек в файле с помощью команды ДИАЛТТОЧ.
7.2.
Откорректируйте Стиль отображения поверхности - включите видимость точек на вкладке Отображение.
7.3.
Вставьте внешнюю ссылку на файл съемки.
7.4.
Откорректируйте положение точек поверхности таким образом, чтобы они совпадали с точками файла съёмки.
·
На Ленте на контекстной вкладке Поверхность на палитре Редактирование разверните коллекцию команд Редактировать поверхность
·
Выберите команду Переместить точку; в командной строке отобразится запрос
: 
·
выделите точку поверхности щелчком мыши;
·
в командной строке отобразится запрос:
·
щелчком мыши укажите правильное положение точки, совместив с точкой файла съемки.
8.
Добавление к поверхности структурных линий
Для более качественного построения поверхности нужно построить характерные линии по контурам объектов съемки, добавить их на поверхность Рельеф в качестве структурных линий.
8.1.
Создание характерных линий из объектов чертежа
Рассмотрим добавление контурных линий откосов на поверхность. Для этого выполните следующие действия:
8.1.1.
Создайте контурные линии откосов, выделите их.
8.1.2.
На Ленте на вкладке Главная на панели Создать проектные данные в коллекции команд Характерная линия выберите команду – Создать характерные линии из объектов.
8.1.3.
В диалоговом окне Создание характерных линий:
·
установите площадку Рельеф,
·
установите стиль – Основная характерная линия,
·
выберите и установите слой Характерная линия, на котором будут находится характерные линии,
·
установите галочку для параметра Назначить отметки.
8.1.4.
В следующем диалоговом окне Назначить отметки:
·
установите переключатель в положение От поверхности,
·
уберите галочку для параметра Вставить промежуточные точки перелома.
8.1.5.
Выбранные объекты (полилинии, дуги, отрезки) будут преобразованы в характерные линии зеленого цвет.
8.1.6.
По аналогии добавьте другие контурные линии чертежа – линии автодорог, площадок, тротуаров, газонов и пр.
8.2.
Присоединение характерных линий к поверхности
После перевода объектов чертежа в характерные линии последние необходимо присоединить к поверхности.
Перед этим желательно убедиться, что у всех созданных характерных линий отметки находятся в пределах поверхности.
Например, если созданные линии выходят за границу поверхности, то вершины характерных линий будут находится на отметке 0,00.
Для проверки и редактирования вызовите - Редактор отметок (одна из вкладок окна Панорамы).
Существует два способа вызова окна Редактора отметок.
После выделения характерной линии можно найти команду на Ленте в открывшейся контекстной вкладке Характерная линия.
Эта же команда находится в контекстном меню выделенной характерной линии, вызываемого правой клавишей мыши.
После проверки и редактировании характерных линий можно приступать к процессу добавления характерных линий к поверхности.
Добавлять можно одну линию или несколько линий сразу.
Рассмотрим процесс добавления всех созданных характерных линий к поверхности.
2)
Выделите все созданные характерные линии, для этого:
·
Выделите одну характерную линию.
·
Вызовите контекстное меню (правой клавишей мыши).
·
Щелкните по команде – Выбрать аналог.
3)
Далее одним из способов добавьте характерные линии на поверхность:
·
или в контекстном меню выделенной характерной линии.
В окне выбора поверхности нажмите ОК.
4)
В следующем открывшемся диалоговом окне Добавление структурных линий установите значение высоты сегмента 0,01 - если добавляемые линии содержат кривые, иначе – оставьте цифру по умолчанию.
Характерные линии добавлены к поверхности.
Для отображения внесенных изменений требуется перестроить поверхность Рельеф.
8.3.
Перестроение поверхности после добавления характерных линий
В Области инструментов на вкладке Навигатор– в коллекции Поверхности слева от поверхности Рельеф появится значок
, обозначающий, что в поверхность внесены изменения и для внесения этих изменений требуется перестроить поверхность.
Для выполнения процесса перестройки поверхности выполните следующие действия.
1)
Щелчком правой клавишей мыши по слову Рельеф вызовите контекстное меню.
2)
Щелкните по слову Перестроить.
Поверхность Рельеф будет перестроена.
Можно выбрать команду Перестроить – автоматически, однако надо помнить, что в этом случае перестроение поверхности будет происходить не только при изменении поверхности, но и при автосохранении чертежа, что может замедлять скорость работы с чертежом.
9.
Предпросмотр и корректировка поверхности
После добавления структурных линий к поверхности выделите поверхность Рельеф и покрутите ее в окне предпросмотра
.
Команду Просмотр объектов можно найти как на Ленте, в открывшейся контекстной вкладке Поверхность, так и в контекстном меню выделенной поверхности.
При прокрутке поверхности, и в плане могут наблюдаться ошибки построения.
Так, например, если у добавленных характерных линий отметки вершин находятся за пределами отметок поверхности, в плане загущаются горизонтали, а в окне предпросмотра можно увидеть пики.
В этом случае нужно уточнить отметки характерных линий, вызвав Редактор отметок. Затем необходимо перестроить поверхность.
Отсечение точек, находящихся далеко за пределами поверхности
В очень редких случаях, когда трудно найти отклонения (много объектов) используют отсечение точек поверхности.
Для этого нужно:
9.1.1.
выделить поверхность,
9.1.2.
вызвать контекстное меню Свойства поверхности.
9.1.3.
В диалоговом окно Свойства поверхности на вкладке Определение развернуть Параметр описания Построить.
9.1.4.
Установить Да для строки Исключать значения отметки, меньшие или Исключать значения отметки, превышающие (в зависимости от необходимости) и ввести предельное значение отметки в строке, находящейся ниже.
9.1.5.
После установки ограничений нажать ОК.
9.1.6.
В появившемся окне выбрать вариант Восстановить поверхность.
После выполнения команды откроется окно Панорама, на вкладке События. Это аналог журнала действий, где перечисляются выполняемые операции. Значок желтого цвета с восклицательным знаком – предупреждение, для обращения внимания на выполненное действие. Значок красного цвета обозначает критические действия, которые в дальнейшем приводят к повреждению файла.
Окно Панорама закрывают нажатием на пиктограмму зеленой галочки.
10.
Корректировка поверхности
Для корректировки отображения горизонталей у поверхности необходимо вызвать редактор Стиль поверхности.
10.1.
Выделите поверхность.
10.2.
Вызовите редактор Стиль поверхности одним из способов:
·
В контекстном меню выделенной поверхности выберите команду Редактировать стиль поверхности.
·
На Ленте на открывшейся контекстной вкладке Поверхность в коллекции Редактирование выберите команду Редактировать стиль поверхности.
·
В Области инструментов на вкладке Навигатор разверните коллекцию Поверхности, щелчком правой клавиши мыши по слову Рельеф вызовите контекстное меню, выберите команду Редактировать стиль поверхности.
Редактор стиля поверхности содержит 10 вкладок.
На вкладке Горизонтали можно настроить сглаживание горизонталей.
Для этого разверните набор свойств Сглаживание горизонталей, в строке Гладкие горизонтали выберите Истина, в строке Тип сглаживания выберите один из типов – Сплайновая кривая или Добавить вершины.
На вкладке Отображение включите лампочку в строке Треугольники для корректировки поверхности с помощью перестановки ребер триангуляции.
10.3.
После выполненных настроек стиля нажмите ОК для сохранения настроек и закрытия окна редактора.
10.4.
Выделите поверхность. На Ленте на появившейся контекстной вкладке Поверхность TIN выберите необходимую команду редактирования поверхности. Например – Переставить ребро.
Щелчком по линиям триангуляции можно изменить отображение горизонталей поверхности и при этом поверхность автоматически перестраивается.
Пример корректировки поверхности перестановкой ребер
До перестановки ребер
|
После перестановки ребер
|
Для редактирования поверхности можно воспользоваться и другими командами. Для работы с точками поверхности необходимо в редакторе Стиль поверхности включить отображение точек.
Созданная поверхность имеет определенный контур, не всегда устраивающий проектировщика (по тем или иным причинам). В этом случае можно создать необходимый контур поверхности и назначить его границей поверхности.
Таким контуром могут быть как полилиния, так и характерная линия. Полилиния, создаваемая для контура границы, должна быть замкнутой (что можно проверить и исправить на палитре Свойства).
Существует два способа создания нужного контура границы.
·
Контур можно нарисовать.
·
Контур границы можно извлечь из поверхности, перевести в 2D полилинию и отредактировать положение вершин.
Рассмотрим второй способ.
12.
Извлечение контура границы из поверхности
Выполните следующие действия.
12.1.
Вызовите окно Свойства поверхности (в контекстном меню выделенной поверхности или в Области инструментов поверхности Рельеф).
12.2.
Установите стиль поверхности Рельеф – Граница.
12.3.
Выделите поверхность Рельеф.
12.4.
На Ленте на контекстной вкладке Поверхность TIN:Рельеф найдите панель Инструменты работы с поверхностями.
12.5.
Из коллекции Извлечь из поверхности выберите команду Извлечь объекты.
12.6.
В окне Извлечение объектов из поверхности нажмите ОК.
В чертеже будет создана 3D-полилиния по контуру существующей границы поверхности.
Для корректной работы с вершинами преобразуйте 3D-полилинию в 2D-полилинию. Для этого выполните следующие действия:
2)
На Ленте перейдите на вкладку Редактирование.
3)
Разверните панель Проектные данные.
4)
Выберите команду Преобразовать 3D-полилинию в 2D.
После преобразования выделяют полилинию и редактируют (добавляют новые вершины, перемещают вершины, удалят вершины и пр.) для получения необходимого контура.
Если в конкретных местах границы поверхности необходимы определенные высотные значения; из полилинии создают характерную линию (Характерная линия из объекта, см. выше) и устанавливают в вершинах нужные отметки.
После создания контура добавляют границу к поверхности.
13.
Добавление внешней границы поверхности
Для добавления внешней границы к поверхности выполните следующие действия:
13.1.
Выделите созданный контур границы.
13.2.
В Области инструментов разверните коллекцию Поверхности (щелчком по значку плюсика слева от слова Поверхности).
13.3.
Разверните структуру поверхности Рельеф (щелчками по значку плюсика слева от слова Рельеф и Определение).
13.4.
Щелчком правой клавиши мыши по слову Границы вызовите контекстное меню, выберите Добавить.
13.5.
В диалоговом окне Добавление границ: Тип оставьте Внешний.
13.6.
Если контур содержит кривые, то измените величину высоты сегмента на 0.01.
Контур границы будет применен к поверхности.
В Области инструментов для поверхности Рельеф слева от коллекции Граница появится черная точка.
При выделении слова Граница, в нижней части Области инструментов отобразится перечень примененных границ.
Границу можно удалить с помощью команды Удалить в контекстном меню.
Когда поверхность создана и готова к дальнейшей работе, необходимо создать быструю ссылку на поверхность. После создания быстрой ссылки - поверхность можно корректировать, все изменения будут отображаться у всех смежников, взявших поверхность Рельеф в работу, вставив ее к себе в чертеж быстрой ссылкой.
14.
Создание быстрой ссылки на поверхность Рельеф
Для создания быстрой ссылки на поверхность Рельеф выполните следующие действия.
14.1.
Убедитесь, что файл поверхности Рельеф расположен в папке хранения информационных моделей, по пути:
P:\01_АКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ\Проект\06_РД\00_МОДЕЛИ\БС
14.2.
Пройдите все этапы, описанные ниже.
Создание быстрой ссылки на поверхность происходит в несколько этапов:
1)
Задание рабочей папки – указание расположения папки ссылок БС текущего проекта
·
В Области инструментов на вкладке Навигатор выделите строку коллекции Быстрые ссылки на данные;
·
правой клавишей мыши вызовите контекстное меню; выберите команду Задать рабочую папку…
·
Найдите папку P:\01_АКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ\Проект\06_РД\00_МОДЕЛИ
·
Нажмите кнопку Выбор папки.
2)
Создание папки проекта (раздела, этапа проектирования) – создание папки, в которой будут находиться быстрые ссылки ИМ Рельеф
·
В Области инструментов на вкладке Навигатор выделите строку коллекции Быстрые ссылки на данные;
·
правой клавишей мыши вызовите контекстное меню;
·
выберите команду Создать папку проекта быстрых ссылок на данные…
·
В открывшемся диалоговом окне введите имя папки, например, ГП;
Папка для хранения файлов быстрых ссылок создана.
3)
Принудительная привязка проекта и быстрых ссылок чертежа.
·
В Области инструментов на вкладке Навигатор выделите строку коллекции Быстрые ссылки на данные;
·
правой клавишей мыши вызовите контекстное меню;
·
выберите команду Связать проект с текущим чертежом…
·
В диалоговом окне отобразятся настроенные ранее путь к папке БС и папка проекта.
4)
Создание быстрой ссылки на поверхность.
·
В Области инструментов на вкладке Навигатор выделите строку коллекции Быстрые ссылки на данные;
·
правой клавишей мыши вызовите контекстное меню;
·
выберите команду Создать быстрые ссылки на данные…
·
В диалоговом окне установите галочку для поверхности Рельеф,
15.
Проверка быстрой ссылки
В Области инструментов в разделе Быстрые ссылки на данные разверните коллекцию Поверхности.
·
Убедитесь, что присутствует поверхность Рельеф.
·
Выделите поверхность Рельеф.
·
В нижней части окна Области инструментов отобразится имя файла и его месторасположение.
Важно! Файл, из которого создается ссылка, должен находиться в сетевом пространстве, а не на компьютере пользователя, иначе быстрая ссылка будет не рабочая, битая. Такая ссылка не будет вставляться в чертежи смежников.